Савельева Вероника Константиновна. Воспитатель МДОУ д/с № 29 г.Копейск

Как подготовить ребенка к конкурсу "Я - исследователь"

Я - исследователь 

Как выбрать тему исследования.

Начало любого исследования - это тема твоей ра­боты. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы (ответы можешь дать либо устно, либо письменно):

* Что мне интересно больше всего?

__________________________________________________

* Чем я хочу заниматься в первую очередь (матема-­
тикой или поэзией, астрономией или историей,
спортом, искусством, музыкой и т. д.)?

________________________________________________________________________________________________________* Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

________________________________________________________________________________________________________

* По каким учебным предметам я получаю лучшие
отметки?

______________________________________________________________________________________________________

* Что из изученного в школе хотелось бы узнать
более глубоко?

________________________________________________________________________________________________________ * Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

________________________________________________________________________________________________________

Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассника­ми. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею, тему твоего будущего исследования.

 

Какими могут быть темы исследования

 

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

* фантастические - темы о несуществующих, фан­тастических объектах и явлениях;

* экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

* теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных ис­точниках.

Запиши тему своего исследования:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 Ты назвал, сформулировал тему своего исследова­ния. Теперь надо подумать над целями и задачами тво­ей работы. Определить цель исследования - значит от­ветить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Запиши цель своего исследования:

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают ос­новные шаги.

Запиши задачи собственного исследования:

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИ

Гипотеза - это предположение, рассуждение, догад­ка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение, ко­торое выдвигается для объяснения какого-либо явле­ния. Обычно гипотезы начинаются словами:

* предположим...

* допустим...

* возможно...

* что, если...

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования.

Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную - на второе и так далее.

Предложим,__________________________________________

____________________________________________________

Допустим,___________________________________________

____________________________________________________

Возможно,___________________________________________

____________________________________________________

Что, если___________________________________________

____________________________________________________ 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как составить план работы

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими ме­тодами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) -способ, приём познания явлений окружающего мира.

Предлагаем тебе список доступных методов иссле­дования:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;

- познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;

- обратиться к компьютеру, посмотреть

в глобальной компьютерной сети Интернет;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Воспользуйся теми методами, которые помогут про­верить твою гипотезу (гипотезы).

Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопросы:

* Что я знаю об этом?

* Какие суждения я могу высказать по этому пово­ду?

* Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того,

что мне уже известно о предмете моего исследования.

Запиши свои ответы.

Просмотреть книги

о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах.

Начинать работу нужно с энциклопедий и справоч­ников. Твоими первыми помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по прин­ципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».

Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нуж­ные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, на­до читать книги с подробным описанием.

Запиши всё, что ты узнал из книг о том, что иссле­дуешь.

Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предме­те исследования, можно условно поделить на две груп­пы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесём всех, кто профессио­нально занимается тем, что ты исследуешь.

Неспециалистами для нас будут все остальные лю­ди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь.

Запиши информацию, полученную от других людей.

 

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования

Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.

Не забудь об этом источнике знаний!

Вспомни, какие известные тебе фильмы могут по­мочь в сборе информации по теме твоего исследова­ния. Посоветуйся со взрослыми, какие фильмы можно посмотреть. (Это могут быть видеокассеты, диафильмы или учебные фильмы.)

Запиши всё новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

Обратиться к компьютеру

Сегодня ни один учёный не работает без компьюте­ра - верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.

Кроме Интернета, звуковую, графическую и анима­ционную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты смо­жешь посетить виртуальные музеи и полистать страни­цы энциклопедических справочников.

Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.

Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых зна­ний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и да­же электромагнитные волны, - всё это также можно использовать в исследованиях.

Подумай, какими приборами ты можешь воспользо­ваться для проведения наблюдений.

Проведи свои наблюдения. Запиши информацию, по­лученную с помощью наблюдений.

Провести эксперимент

Эксперимент (от латинского слова experimentum) -проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Продумай план эксперимента. Может быть, ты про­ведёшь не один, а несколько экспериментов. Вспомни, может быть, ты уже имел возможность наблюдать за ходом какого-то опыта, эксперимента.

Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и экспери­менты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

1. Выделить из текста основные понятия и дать им
определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой па­радоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные
идеи.

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

1О. Приготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

научиться давать определения понятиям? Суще­ствуют приёмы, очень похожие на определения поня­тий, можно воспользоваться ими.

* Разъяснение посредством примера

используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

* Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестро­гого отличия его от сходных с ним предметов.

Описать объект - значит ответить на во­просы: Что это такое? Чем это отлича­ется от других объектов? Чем это похо­же на другие объекты?

* Характеристика предполагает перечис-

ление лишь некоторых внутренних, су­щественных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это дела­ется с помощью описания.

* Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

* Различение помогает установить отли­чие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а по­мидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой...

2. Классифицировать (разбить на группы) основные
предметы, процессы, явления и события

Классификацией (от латинского classis - разряд и facere - делать) называют деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматривае­мые объекты на группы (разряды), чтобы их упоря­дочить, и придаёт нашему мышлению строгость и точность.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадоксом называют мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепри­нятым мнениям или наблюдениям. Слово «парадокс» образовано от греческого paradoxes - неожиданный, странный, невероятный. Это может быть неожидан­ное явление, не соответствующее обычным представ­лениям.

4. Ранжировать основные идеи

Ранжирование - от слова «ранг». В переводе с немецкого языка ранг - это звание, чин, разряд, категория. Ранжировать идеи - значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте и т.д.

Умение отделять главные идеи от второстепенных -важнейшая особенность мыслящего ума.

Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если бу­дут приведены примеры, сделаны сравне= ния и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения

Работа потеряет смысл, если исследо­ватель не сделает выводов и не подведёт итоги. Для этого надо сделать умозаклю­чения и высказать суждения. Суждение -это высказывание о предметах или яв­лениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе прове­дённого исследования надо сделать соб­ственные суждения о том, что исследова­лось.

7. Указать возможные пути дальнейшего
изучения

Для настоящего исследователя завер­шение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало ра­боты следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направ­лении можно и нужно исследовать даль­ше (по выбранной теме).

8. Подготовить текст

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его можно со­ставить по такому плану:

1. Почему избрана эта тема.

2. Какую цель преследовало исследование.

3. Какие ставились задачи.

4. Какие гипотезы проверялись.

5. Какие использовались методы и средства ис­следования.

6. Каким был план исследования.

7. Какие результаты получены.

8. Какие выводы сделаны по итогам исследова­ния.

9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.

Запиши текст доклада.

9. Схемы, чертежи, рисунки, макеты

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами.

Например, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке - нарисуйте карту-схему перемещения этих насекомых. Вы проектировали жи­лой дом будущего - сделайте его рисунок. Вами со­здан проект космического корабля для туристических поездок или новая суперсовременная подводная лодка - склейте макет.

А если вы изучали, как влияет месторасположе­ние ученика в классе (за какой партой он сидит) на его успехи в учёбе, и предлагаете новые спосо­бы расстановки столов в классной комнате, то обя­зательно начертите схему: как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

А теперь ты сам нарисуй эскизы схем, чертежей, макетов или рисунки по теме твоего исследования.

10. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследова­тельской работы - мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все при­сутствующие могут задавать вопросы автору.

К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что бу­дут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки, определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

От чего зависит успех

Есть несколько правил, которых ты должен придер­живаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик.

* Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окру­жает.

* Действуя, не бойся совершить ошибку.

* Будь достаточно смел, чтобы принять решение.

* Приняв решение, действуй уверенно и без сомне­ний.

* Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.

* Внимательно анализируй факты и не делай по­спешных выводов (они часто бывают неверными).

Настоящий исследователь преодолеет любые прегра­ды на своём пути. Самое главное - ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты - настоящий исследователь

27 октября 2019 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.